Как Молдова, вместе с внешними партнерами по развитию, может бороться с российскими гибридными информационными угрозами

0 618

Среди 14 государств Центральной и Восточной Европы, Молдова наиболее уязвима перед российскими кампаниями по дезинформации. Об этом свидетельствует Индекс устойчивости к дезинформации. Ни правительство Молдовы, ни независимые организации, ни гражданское общество либо СМИ не могут контролировать и адекватно отвечать на гибридные угрозы. Более того, они не анализируют ситуацию, что позволило бы предпринять долгосрочные меры, направленные на предотвращение и борьбу с гибридными информационными угрозами.

Нынешние усилия недостаточны и, на самом деле, не всегда касаются информационной войны и российской пропаганды в Молдове, а, скорее, – внутренней политики. Это ограничивает способность бороться с российской дезинформацией и возможность придать большую значимость решению данной проблеме. Кроме того, предпринятые ранее усилия, касались, в основном, теоретической части и в меньшей степени – конкретных долгосрочных мер.

Республике Молдова не удалось сконцентрироваться на информации о людях, которые стоят за гибридными информационными атаками, и используемых для этого инструментах. Полный провал у нас и по части рекомендаций по борьбе с угрозами, формирования общественной устойчивости, а также развития институциональных возможностей по устранению различного рода брешей, которые делают Молдову уязвимой перед лицом гибридных угроз. Республике Молдова следует приложить комплексные усилия, чтобы обезопасить свое внутреннее информационное пространство, принимая во внимание тот факт, что большая часть распространяемого в стране контента произведена в Российской Федерации. Политика информационной безопасности должна быть ориентирована на создание независимости, что имеет первоочередное значение для общества.

В то время как большинство европейских стран и международных организаций предпринимают меры против пропаганды, дезинформации и фейковых новостей, в Молдове вопросы информационной безопасности и опасности гибридных угроз не обсуждаются.

Что касается способности молдавских средств массовой информации бороться с гибридными угрозами, то здесь ситуация критическая. В первую очередь, массмедиа неспособны инициировать дискуссии, касающиеся угроз информационной безопасности Молдовы. Избыток и влияние российских СМИ в Молдове носят подавляющий характер. Пропаганда и дезинформация повсюду. Вот несколько цифр. Из 1128 газет и журналов, распространяемых в Молдове, 940 издаются на русском языке. Большая их часть импортируется из России. Из 292 двух телеканалов, доступных в Республике Молдова, 201 вещает на русском языке. На российские телеканалы приходится 65% аудитории. Огромное влияние имеют и российские социальные сети. «Одноклассниками» и «ВКонтакте» в Молдове пользуются почти столько же людей, сколько и Facebook. Ни одно государственное агентство не ведет интернет-мониторинг с целью обеспечения национальной безопасности от гибридных информационных угроз.

Телевидение – главный источник информации для большинства жителей Молдовы, которому доверяют больше всего. Пользуются им около 60% населения, 26% черпают информацию в социальных сетях, менее 6% пользуются радио, а доля читающих газеты не дотягивает до 4%. Столь небольшая цифра говорит о том, что радио и печатная пресса не оказывают никакого влияния на настроения в обществе.

Плюс к этому, обширный опрос, касавшийся СМИ в Молдове, показал, что 91% респондентов понимают всю или почти всю информацию, поданную на русском языке, а на румынском – лишь 74%. Большинство жителей Молдовы отдают предпочтение и развлекательному контенту на русском языке. 76% опрошенных заявили, что предпочитают смотреть фильмы и сериалы, продублированные на русском языке.

Институт по предупреждению гибридных угроз выявил ключевые инструменты, которые использует Россия для распространения пропаганды и дезинформации в Молдове. Ими являются:

1. Российские телепередачи на русском языке.

2. Российские телепередачи, ретранслируемые в Молдове на основании местной лицензии на вещание.

3. Молдавские телеканалы, продвигающие российские интересы.

4. Молдавские интернет-порталы пророссийской направленности.

5. Газеты на русском языке, распространяемые в Молдове.

6. Радиостанции, которые способствуют созданию позитивного образа России.

7. Российские информационные агентства, типа «Спутника», ТАСС.

8. Социальные сети, которые Россия использует для распространения пропаганды в Молдове: «Одноклассники», «ВКонтакте» и Facebook.

9. Российские неправительственные организации, действующие в Молдове.

10. Блогеры, комментаторы, так называемые аналитики и пророссийские эксперты.

11. Пророссийские партии и политики.

12. Посольство России и Российский центр науки и культуры.

Другим тревожащим фактором является то, что новая конъюнктура власти в Молдове побудила некоторых политиков к тому, чтобы потребовать в неформальных дискуссиях внести две поправки в Кодекс о телевидении и радио две поправки: отменить положения, касающиеся борьбы с пропагандой и дезинформацией, а также исключить пункт, обязывающий транслировать восемь часов в день контент местного производства.

В 2018 году парламент сделал несколько положительных шагов. Один из них – принятие Концепции информационной безопасности Республики Молдова. Другим шагом было утверждение Стратегии информационной безопасности на 2019-2024 г.г., а также Плана действий по внедрению стратегии. Данная стратегия – это первый обстоятельный документ, касающийся гибридных угроз. Он включает в себя четыре основных компонента: укрепление кибернетической безопасности, обеспечение информационно-медийной безопасности и повышение эффективности внутреннего взаимодействия по вопросам информационной безопасности, а также развитие отношений с профильными международными агентствами. Согласно документу, чрезвычайно важно создать Национальный координационный совет по информационной безопасности с участием государственных органов, СМИ, гражданского общества и частного сектора экономики. План действий включает в себя 26 задач, однако не охватывает все аспекты гибридных информационных угроз.

Согласно плану действий, главным координатором внедрения стратегии является Служба информации и безопасности Молдовы. 9 из 26 пунктов плана обозначают важную роль СМИ и гражданского общества во внедрении стратегий. Выполнение данных задач предполагает и финансовую поддержку со стороны государства и внешних партнеров по развитию. Отсутствие конкретных положений о финансовой поддержке говорит об ограничении любого сотрудничества в сфере информационной безопасности между государством и другими акторами, в том числе со СМИ и гражданским обществом. Что касается методов борьбы с гибридными угрозами, молдавские власти должны начать с внедрения как Концепции информационной безопасности Республики Молдова, так и Стратегии информационной безопасности на 2019-2024 г.г., в том числе плана действий. Плюс к этому, парламенту следует принять новые, адаптированные к нынешней информационной среде, в том числе к новым гибридным угрозам, законы, учитывающие также актуальную политическую ситуацию в Молдове. В ближайшем будущем утвердить такие законы, вероятно, будет невозможно, учитывая тот факт, что правящая коалиция наполовину пророссийская и наполовину проевропейская.

Информационная безопасность и безопасность медийного пространства в Республике Молдова должны стать приоритетами любой политики, касающейся как национальной безопасности, так и личных свобод, поскольку в нынешней политической реальности опасность гибридных информационных угроз значительно возросла. Никогда еще они не представляли такой угрозы для национальной безопасности. Документы, касающиеся национальной политики в данной сфере, следует срочно адаптировать к новым рискам и реальности.Как отечественный медиаконтент, так и зарубежный следует оценивать и пересматривать. Ответственные лица должны выявить риски, угрожающие информационной безопасности, в том числе новые тенденции в распространении дезинформации, в особенности через социальные сети. Государство должно взять на себя ответственность и принять эффективные документы, касающиеся политики информационной безопасности, выделить средства на пресечение попыток дезинформации и разработать программы по укреплению устойчивости общества к подобным угрозам. Плюс к этому, международным партнерам Молдовы по развитию следовало бы поддержать медиаорганизации и гражданское общество, которые желает бороться и занимаются борьбой с гибридными угрозами.

Opinii ENG