Автор: Ион Тэбырцэ, эксперт IDIS ”Viitorul”
ПСРМ является партией, использующей в своей деятельности геополитические месседжи. Эта партия не имеет ничего общего с социалистической доктриной. ПСРМ пытается использовать пророссийские настроения электората и ностальгию некоторых избирателей по СССР. Красноречивым доказательством этого являются панно, которые можно было увидеть накануне парламентских выборов, состоявшихся 30 ноября 2014 года. На них Игорь Додон и Зинаида Гречаный (лидеры ПСРМ) были изображены вместе с Владимиром Путиным. В ноябре 2016 года, благодаря пророссийскому геополитическому дискурсу, направленному против Соглашения об ассоциации с ЕС, председатель ПСРМ Игорь Додон стал главой государства. Он также использовал разочарование населения результатами правления молдавских проевропейских партий.
ПСРМ является так называемым базовым российским политическим проектом в Республике Молдова. После провального визита главы администрации российского президента Сергея Нарышкина, состоявшегося в декабре 2010 года, цель которого состояла в создании правящей коалиции с участием ПКРМ и Демократической партии Молдовы, Россия поэтапно создавала и продвигала в Республике Молдова некоторые политические проекты. На первом этапе, накануне парламентских выборов 2014 года, в Молдове существовали два политических пророссийских проекта, имевших равные шансы на попадание в молдавский законодательный орган (ПСРМ и противоречивый политик Ренато Усатый). По итогам голосования, молдавские социалисты сформировали самую многочисленную парламентскую фракцию. На втором этапе лидер ПСРМ стал президентом. В соответствии с разработанными в Москве стратегиями, на следующем этапе пророссийская ПСРМ, после парламентских выборов 2019 года, должна была прийти к власти в Республике Молдова. Этот план Кремлю частично удался.
Главной долгосрочной целью ПСРМ, к которой она стремится будучи у власти, является сворачивание европейского курса Республики Молдова. Москва, посредством ПСРМ (либо другой пророссийской партии) будет широко использовать рычаг приднестровского сепаратизма. В перспективе архирусофильский приднестровский регион может стать гарантом для Москвы, что Кишинев не сблизится с Брюсселем. Именно из этих соображений Игорь Додон с самого начала, когда он возглавил социалистов, но особенно после того, как стал главой государства, постоянно настаивал на разрешении приднестровского конфликта путем федерализации Республики Молдова.[1] Став президентом, Додон попытался предложить различным европейским канцеляриям план разрешения конфликта, скрывавшийся от общества, и неясно кем разработанный – администрацией молдавского президента или эмиссарами из Москвы.
Недавно концепцию федерализации закамуфлировали в дискурсе Додона под идею «очень сильной автономии». Этот новый проект разрешения конфликта, разработанный администрацией главы государства, президент Додон настойчиво предлагает западным партнерам по развитию, особенно Берлину, пользуясь, по его словам, нынешним «благоприятным международным консенсусом в отношении Молдовы». Абстрагируясь от конституционных полномочий президента, самым важным является то, что он представляет этот план внешним партнерам в обстановке секретности. Молдавское общество не знакомо с ним.
В данный момент приднестровский конфликт можно разрешить с помощью Российской Федерации, на условиях, отвечающих ее геополитическим интересам. Точка зрения Кремля на способ разрешения приднестровского конфликта изложена в положениях «меморандума Козака», предложенного Россией в ноябре 2003 года. По сути, этот проект документа предполагал, что Москва, используя приднестровский регион, будет иметь политический контроль над всей Республикой Молдова. «Очень сильная автономия», в понимании Додона и Российской Федерации, означает предоставление приднестровскому региону такого статуса, который позволил бы Тирасполю влиять на внешнюю и внутреннюю политику Республики Молдова.
За рубежом создание правящей коалиции между пророссийской ПСРМ и прозападными партиями, членами блока ACUM, может вызвать впечатление, что действия Додона, направленные на разрешение приднестровского конфликта, легитимны, а президент является выразителем национального консенсуса по приднестровской проблематике. Это притом, что точка зрения правительства по вопросу приднестровского урегулирования значительно отличается от позиции президента. Другой очень важный аспект состоит в том, что «благоприятный международный консенсус», о котором говорит Додон, должен идти на пользу национальным интересам Республики Молдова, а не внешних партнеров.
Основной проблемой Молдовы в деле разрешения приднестровского конфликта является отсутствие комплексного представления о том, как следует подходить к этой проблематике. Внутри страны существует множество точек зрения по данному вопросу. Пользуясь благоприятной конъюнктурой, как внутренней, так и внешней, Москва пытается по максимуму спекулировать на разногласиях и внутренних колебаниях молдавских властей, предлагая за рубежом, посредством молдавского президента, план разрешения конфликта, который может привести к усилению геополитического влияния России в Республике Молдова. В случае если реализация такого плана приднестровского урегулирования станет возможной, Молдова может забыть о своем европейском пути или двигаться в сторону ЕС без некоторых территорий («вагонов», как их назвал в сентябре 2013 года бывший российский вице-премьер Дмитрий Рогозин).
Чтобы не угодить в «капкан разрешения», нужно положить конец скрытности молдавского президента касаемо этой темы. Приднестровский конфликт не является личным делом Додона, приносящим политические и геополитические дивиденды. Это главная проблема для всего молдавского общества. Планы по урегулированию приднестровского конфликта, независимо от того, кто их разработал – администрация президента или правительство – целесообразно представлять сначала обществу, а потом, если граждане их одобрят, – внешним партнерам. В противном случае разрешение приднестровской проблемы приобретет более четкие черты гибридной угрозы для Молдовы.
[1] Socialiștii propun federalizarea Republicii Moldova. / http://socialistii.md/federalizare/