Автор: Думитру Мынзарарь
У Кремля есть повод для празднования, поскольку в последнее время российская внешняя политика добилась значительных успехов в Восточной Европе. Во-первых, после почти трех десятилетий сопротивления Беларусь однозначно приняла ряд важных совместных решений с Россией, которые продвигают процесс сотрудничества с Минском в качестве основного партнера.
По части Украины, кажется, что Владимиру Путину уже удалось составить повестку, убедив своего французского коллегу, Эммануэля Макрона, поддержать так называемую “Формулу Штайнмайера” в рамках следующего саммита “Нормандской Четвёрки”(Украина, Россия, Фарнция, Германия). Украина, находясь под давлением, может принять “Формулу Штайнмайера”, которая укажет на точные политические предпоссылки, приведшие к аннексии Крыма и вторжению России на территорию Донбасса.
Наконец, ещё один повод для празднования Кремль получил после существенной активизации своих действий в Молдове. Москве содействует благоприятная политическая ситуация, сформировавшаяся в Молдове, где Игорь Додон умело пользуется, практически неограниченной исполнительной властью, под предлогом “деолигархизации”, которую активно поддерживают европейцы. Такая ситуация сложилась из-за возникшего неравенства сил в Восточной Европе, вызванного, фактически, уходом США из региона и неспособностью Евросоюза действовать.
Ситуация Республики Молдова может послужить примером, когда речь идет о новой волне российского наступления в регионе. В частности, речь идёт о новых методах агрессии со стороны Российской Федерации. Один из них – утверждать, что Запад вводит в заблуждение Кремль. В то время, как Кремль благородно говорит о «построении мира». Методики эти также основаны и на продвижении местных политических лидеров, чья роль заключается в принятии повестки дня Москвы и распространении мифа о суверенных ценностях, которые продвигает Россия.
23 сентября «Коммерсантъ» опубликовал интервью с Игорем Додоном, в заголовке которого говорится, что «Молдова отказалась от своей антироссийской позиции» . В частности, Додон сказал, что ПСРМ, которую он технически контролирует, достигла соглашения со своим партнером по правящей коалиции, проевропейским блоком «АКУМ» , о прекращении практики запретов российским компаниям и журналистам въезда в Молдову.
Фактически, после своих визитов в Москву, президент Додон открыл ворота для российских политиков и бизнесменов в Молдову. Буквально переступив через правительство Санду, Додон пригласил, а затем принял министра обороны России Сергея Шойгу, чтобы отметить «75 лет со дня освобождения Молдовы от фашистской оккупации». Согласно информации из СМИ, находясь в Кишиневе, Шойгу предложил подписать трехлетнее соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран и предложил запутанный план России о частичном выводе или утилизации боеприпасов в Приднестровье, в селе Колбасна.
Додон также создал условия для организации встречи молдавско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 18 и 19 сентября в Молдове. В мероприятии приняли участие в качестве “наблюдателей” “эксперты” сепаратистского руководстсва Приднестровского региона, который поддержан Россией.
Необходимо подчеркнуть, что от Молдовы комитет возглавлял не министр экономики, являющийся членом команды премьер-министра Санду и членом блока ACUM, а заместитель премьер-министра по реинтеграции Василий Шова, член команды президента Додона. Российскую сторону возглавлял министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, сын Николая Патрушева, бывшего руководителя Федеральной службы безопасности России (ФСБ) и нынешнего президента Совета безопасности России.
После межправительственной встречи 18-19 сентября, состоялся крупный молдо-российский экономический форум, в котором приняли участие около 1500 делегатов, включая вице-премьера России Дмитрия Козака и представители различных регионов России. После этих событий «Коммерсантъ» спросил у Додона, готова ли Молдова продать российским компаниям различные стратегические активы. В частности, вопрос был связан с портом Джурджулешть у реки Дунай и международным аэропортом Кишинэу.
Все эти вопросы были заданы не случайно, а проведённые форумы подготовили почву для захвата стратегических экономических активов Молдовы российскими компаниями. Поскольку все крупнейшие российские предприятия контролируются правительством России (либо формально, либо путём более сдержанных связей с Кремлем), они стали эффективным инструментом российской внешней политики. Основная опасность заключается в том, что эти компании не преследуют цель экономической прибыли, а определяют цель Кремля по установлению политического контроля в той стране, где это необходимо. И это несмотря на финансовые потери, которые может понести потенциальная компания. Учитывая структуру молдавской экономики и масштабы страны, несколько иностранных компания могут легко подтолкнуть это восточноевропейское государство к социальным беспорядкам или сорвать национальные выборы, например, путем искусственного обвала местных рынков. Контроль над морскими и воздушными портами позволит России безопасно перебросить войска и военную технику в Молдову.
Видя, что Додон активизирует свои усилия в открытии дверей Молдовы для России, блок АКУМ начинает понимать, что его использовали. Между АКУМ и ПСРМ появляется трещина. Явно пыаясь оказать давление на своих партнеров по коалиции, Додон недавно невзначай заявил, что может быстро получить парламентское большинство и без блока АКУМ. Безусловно, внутренние разногласия внутри правительства, которые способствовали росту пророссийской власти Додона, были основными мотивами, из-за которых Россия поддержала «деолигархизацию» Молдовы. Додону уже удалось накопить столько неформальной исполнительной власти, что АКУМ не может его остановить в одиночку.
Источник: https://jamestown.org/program/the-new-wave-of-russias-surreptitious-offensive-in-eastern-europe/