Международное признание нейтралитета Молдовы: уроки Австрии и Украины

0 616

Автор: Денис Ченуша

Приднестровская проблематика, требование укрепить нейтральный статус Молдовы ощутимо проникают в местный политический дискурс. Их также пытаются вывести на международный уровень. С момента вступления в должность в конце 2016 года, молдавский президент Игорь Додон проектирует нейтралитет как важный элемент окончательного урегулирования приднестровского конфликта. В беседе с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини (2014-2019) Игорь Додон обрисовал молдавский нейтралитет через призму функциональности сбалансированной внешней политики. (Presedinte.md, 5 сентября 2019 г.). Ранее он же, на Мюнхенской конференции по безопасности, подчеркнул взаимозависимость между постоянным нейтралитетом и сбалансированной внешней политикой (Presedinte.md, 15 февраля 2019 г.). Речь президента Додона на 74-й сессии Генеральной ассамблеи ООН является недавним примером его рвения за нейтралитет. С одной стороны, было выражено намерение добиться «международного признания» молдавского нейтралитета. С другой, Игорь Додон привел в пример военный нейтралитет Австрии в качестве предпочтительной модели для Молдовы (Presedinte.md, 26 сентября 2019 г.). 

Одновременно окружение украинского президента Владимира Зеленского предлагает «тогда», когда будет разрешен конфликт в Донбассе, обсудить и заключить международный договор с основными внешними силами. Точнее говоря, советник Зеленского по международным делам Андрей Ермак выступает за то, чтобы США, Великобритания, Германия, Франция и Китай подписали соглашение и стали гарантами суверенитета и территориальной целостности Украины. (LB.ua, 23 сентября 2019 г.). Россия в этом сочетании внешних гарантий не упоминается. Данная инициатива полностью игнорирует провал Будапештского меморандума 1994 года, который предусматривал российско-британо-американские гарантии в обмен на отказ Киева от ядерного арсенала. Россия грубо нарушила три из шести пунктов этого меморандума (Текст меморандума). Среди нарушений: пересмотр украинской границы путем инсценировки референдума, носившего незаконный характер (аннексия Крыма), использование силы путем нарушения украинской границы (военное вторжение в Луганск и Донбасс) и санкции коммерческого характера в политических целях (торговое эмбарго). Иными словами, новая украинская власть упрощает и идеализирует готовность внешних игроков противостоять России ради защиты украинских интересов. Кроме того, становится очевидной чрезмерная надежда на то, что определенные международные договоренности способны сдержать геостратегические амбиции российской стороны, особенно в Восточной Европе.

Австрийская модель нейтралитета и провал гарантий безопасности, данных Украине и содержащихся в Будапештском меморандуме, наталкивают на важные выводы касаемо случая Молдовы.

Исторический аспект. Австралийский нейтралитет является следствием попытки Вены вывести со своей территории все иностранные вооруженные силы, оставшиеся после Второй мировой войны Государственный договор о восстановлении демократический и независимой Австрии, подписанный в мае 1955 года (US Department of State), предусматривал закрепление в Конституции нейтралитета – одновременно с уходом иностранных войск. Австрийские власти проинформировали по дипломатическим каналам международное сообщество о своем нейтралитете, не требуя, чтобы внешние игроки утвердили этот статус в дополнительных документах. Конституционные положения постепенно были изменены, чтобы Австрия могла вступить в ЕС и участвовать в миротворческих миссиях ООН. По мнению австрийского дипломата Гельмута Тихи, нейтралитет Австрии заключается в данный момент «в неучастии в войнах, защите любой ценой нейтралитета, невступлении в военные блоки и неразмещении военных баз в Австрии».

Попытка президента Додона использовать австрийскую модель носит искусственный и запоздалый характер. Прежде всего, следует отметить, чтоприсутствие российских войск и вооружений в приднестровском регионе серьезно противоречит независимости и суверенитету Молдовы. Это противоречит принципу нейтралитета, уже закрепленному в ст. 11 Основного закона и было признано «не соответствующим Конституции» (Europa Liberă, 3 мая 2017 г.). Исходя из этих соображений, утверждение международных гарантий, на чем настаивает Игорь Додон, является искусственной мерой, поскольку применению действующих конституционных норм препятствует российская сторона. Кроме того, подход австрийского государства к нейтралитету был сформирован в условиях особого исторического контекста. Нейтралитет Австрии нужен был, в первую очередь, чтобы избавиться от иностранной оккупации, в особенности – от советской. Вот почему в апеллировании к австрийской модели нет никакой рациональности: Молдова применяет принцип постоянного нейтралитета, а единственным препятствием является нежелание России покинуть приднестровский регион.

Отказ России от выполнения международных соглашений. Провал Будапештского меморандума крайне негативно сказался на украинской государственности. Россия сознательно нарушила его. Идеи советника Зеленского Андрея Ермака оторваны от повседневной реальности: украинская территория уменьшилась из-за прямого военного или скрытого (гибридного) вмешательства Москвы. Меморандум 2.0. о независимости и целостности Украины не может заменить общее международное право, которое открыто нарушила Россия. По этой причине признание молдавского нейтралитета на основании международного соглашения, с подписью России, имело бы сомнительную ценность. Реальные решения кроются в укреплении международных правовых рамок, но никак не в поиске неких индивидуальных хрупких и временных подходов.

Адекватные меры, позволяющие заставить российские власти соблюдать международное право, отсутствуют. Наложенные Западом санкции пока еще способны снизить вмешательство России в дела Украины, но никак не могут остановить его полностью. Между тем российское присутствие усиливается на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Африке и Северном Ледовитом океане.

Перечисленные выше аргументы свидетельствуют о том, что международное признание молдавского нейтралитета является искусственной конструкцией, ошибочно взятой из австрийского опыта, и где абсолютно не учтен трагический опыт Украины. В действительности главенствующими целями молдавского политического класса должны стать укрепление обороноспособности путем интенсивного сотрудничества с НАТО, вывод российских войск из приднестровского региона, в том числе благодаря возрождению роли ОБСЕ.

Opinii ENG