Российская дезинформация как форма диалога: пространственно-временное путешествие понятия «суверенизм»
Общение никогда не бывает односторонним. Даже самый закоснелый рупор пропаганды должен подстраиваться под аудиторию. Прокремлевские средства пропаганды очень внимательно прислушиваются к аудитории, анализируют результаты и влияние.
Процесс дезинформации – это диалог, в котором лжец аккуратно подстраивается под ценности аудитории, подбирая понятия, множа месседжи, маскируя ложь полуправдой и фактами, вырванными из контекста. Примером такого диалога является понятие «суверенизм», которое относительно недавно появилась в европейской политической терминологии.
Суверенизм шагает в Европу
Данный термин вошел в европейский дискурс в начале 2000-х годов. В этом контексте он стал частью постоянных дискуссий между «федералистами» и «юнионистами». Понятие «суверенизм» тесно связано с именем Анри Гино, советника бывшего президента Франции Николя Саркози, который выступал за укрепление национальных интересов страны и против усиления интеграции в ЕС.
Слово «суверенизм/суверенист» появляется в русском языке в это же время. Российский философ-националист Александр Дугин озвучил его в 2005 году в комментарии по поводу французского референдума по Конституции ЕС. Дугин использует это понятие для описания противостояния возглавляемому Вашингтоном евроатлантическому процессу.