Попытки Москвы завербовать разведчиков всегда привлекали к себе больше внимания, чем работа по привлечению агентов влияния из числа диаспоры – тех, кто эмигрировал из Российской Федерации. По словам Дмитрия Хмельницкого, подобная деятельность играет очень важную роль в действиях Кремля за рубежом.
Исследователь говорит, что основы этой деятельности были заложены в 1960-1970 г.г., когда Москва разрешила советским евреям эмигрировать в Израиль и другие страны. Кремль, таким образом, стремился создать на Западе благоприятную среду для деятельности советской разведки. Ходили слухи, что около 50% процентов эмигрантов, формально выезжавших в Израиль, давали до выезда подписку о сотрудничестве.
По мнению Хмельницкого, большинство тех, кто решил покинуть СССР, шли на это по экономическим, а не идеологическим причинам.
«Уезжали, в основном, чтобы улучшить свое материальное положение, чтобы ездить по миру, зарабатывать и так далее. Это были обычные советские люди, у которых не было бы иных мотивов покидать страну, если бы не появилась возможность жить лучше. То же самое и сейчас. Эмигранты, которые любят Путина – не политические эмигранты, они не понимают, почему Советский Союз был плох. И они не понимают, чем плоха нынешняя Россия. Они не понимают, чем демократические страны от нее отличаются. Они абсолютно уверены, что в России всё нормально. Они пользуются благами демократической системы, не понимая, что это за система. А основная масса эмигрантов, увы – расисты, националисты, антидемократы просто в силу традиционного советского воспитания. А что уехали, так почему не уехать, если есть возможность жить лучше»,
– утверждает Дмитрий Хмельницкий
Он также говорит, что немецкие спецслужбы следят за группами влияния, однако правительство слишком безразлично, чтобы реагировать на них.
По словам исследователя, в плане разоблачения агентов влияния, часто наиболее эффективными являются СМИ. И тому есть немало примеров, отмечает Хмельницкий.